Откуда у меня эта мечта о жёлтом автобусе? Из какого фильма? Много нас таких? В тридцать лет, переехав в Америку, я со слезами умиления увидела, как мой сын Даня машет мне из окошка того самого легендарного автобуса. Очень хочу с вами обсудить, правда ли в американской школе всё так хорошо, как в детских мечтах?
Танцы с бубном
Этим выражением я зову ненужные формальности. В русской школе, как мне кажется, их до сих пор много: школьная форма, родительские собрания, линейки… Ничего такого нет в американской школе. Даже 1 сентября нет — все школы стартуют в разный день и без пафоса. Просто дети играют в своих классах в игры на знакомство и рассказывают о себе в формате «share». Это когда приносишь три предмета, которые тебя лучше всего характеризуют, и на их основе делаешь самопрезентацию.
Успеваемость сына я проверяю на специальном сайте.
Когда мы только переехали в марте 2017 года, единственное, что мне понадобилось купить для школы, это джинсы. Хотя частенько вижу на улицах американских детей в шортах, ждущих жёлтый автобус. А климат в Массачусетсе не намного теплее московского.
Единственное, что было строго — это прививки.
Мы привезли список тех, что были у нас. Дане сделали один укол с необходимыми в нашем штате прививками (быстро, безболезненно, без реакции и со стикерами в подарок).
Деньги собирают только на поездки — обычно 5-7 долларов.
В начале года присылают перечень предметов, которые нужно купить для класса: карандаши-ручки-тетрадки.
Как я поняла, в классе это всё скидывается в общий котёл и распределяется поровну.
В начале года дети украшают свои тетради (они у них изначально одинаковые — чёрные, с толстой обложкой) рисунками и картинками. Можно принести из дома или учитель даст стопку журналов.
По-моему, это круто.
Ведь когда ты вложил во что-то свой труд и творчество, то относишься к предмету с уважением и трепетом.
В американской школе дети делают очень много проектов с бумагой — рассказывают о себе или предмете. И акцент в работах не на идеальность, а на самостоятельное исполнение, своё видение. В начале прошлого года мы с Даньком делали вот такую штуку:
И весь класс за счёт этакого «ручного», НЕзамороченного оформления получается очень яркий и дружелюбный. Мне очень нравится ходить к Дане в школу (самой, а не когда вызывают). Опять же, может какой-то фильм из детства вспоминается…
А ещё выступления детей очень простые и душевные. Когда я училась в лицее, каждый праздник был таким, как будто все правители мира съехались на нас смотреть. Это было и волнительно, и страшно. Сцена даже в актовом зале была ареной, где слабаков задвигали в последние ряды. Я до сих пор помню, как мы делали выступление для праздника Дня Терпсихоры (муза танца). В песне «Ах вернисаж, ах вернисаж» мне досталась роль девушки, которую пригласили на свидание в картинную галлерею. Потом оказалось, что я как-то не в такт двигаюсь, и мне сказали, что теперь я буду «картиной». И ещё, что это очень почётно — держать Шишкина. Но я почувствовала что-то неладное и расстроилась. И это точно была младшая школа. В американской школе все концерты проходят в столовой — просто убирают столы и ставят стулья для родителей. В основном дети встают рядами, говорят по очереди короткие фразы и танцуют незамысловатые танцы.
Книги
Их, походу, эта тема очень волнует. Потому что на каждый месяц ребёнку выдают календарь чтения, куда надо записывать, сколько минут в день тот читал. Потом все эти минуты складываются и превращаются школой в доллары, на которые покупаются новые книги в библиотеку.
И о библиотеке.
В один из дней у них прямо так урок и называется — library.
Дети идут в библиотеку. Она находится в центре школы в широком зале, от которого расходятся коридоры с классами. В библиотеке ещё обалденные ступеньки как бы вглубь пола, чтобы было удобно «нырять» в книги.
Детям объясняют, как распределяют книги по полкам, по жанрам, по авторам. Даже дают почти квестовые задания найти книгу по определенным параметрам. И обязательно дети берут домой книжки на неделю.
Хотя не всё так радужно. Чуть позже расскажу, как нас вызывали в школу за чтение Даней книг.
Необычно
-
Каждый год детей перемешивают и дают нового учителя.
Говорят, что так борются с буллингом (травлей). Ведь если были замечены группировки, то их на следующий год обязательно разделят. Ещё говорят, что так дети дружатся со всей параллелью.
-
Учебников нет.
Не знаю, хорошо это или плохо. Мне нравится идея учебников (что-то такое хогвартское в них есть). Но в школе я не помню ни один интересный учебник)))
В прошлом году нам передали в портфеле Дани объяснение всех тем по математике, чтобы при необходимости мы разобрали их с ребёнком. Не потребовалось. Даня приносил ежедневно распечатки, которые уже знал, как решать.
Во втором классе они проходили счёт до 1000, деньги, меры длины.
Даня, правда, был самым младшим в классе. Он родился 1 сентября, а у них строго с определением по возрасту. Так вот 1 сентября — это последний день (или первый?), когда ребёнка определяют в конкретный класс. А значит, он обогнал русскую систему на один год.
А вот из новенького. Передали распечатку с просьбой зарегистрироваться в приложении по совершенствованию математических навыков — xtramath. От руки Даня эти штуки ненавидит, а важно довести счёт до автоматизма. Великолепно зашло — занимаемся каждый день, и есть результат. Кстати, доступна версия на русском.
-
Прогулка два раза в день.
Осенью и весной Дане очень нравится гулять. А вот зимой, говорит, пытка — одеваться и раздеваться за короткий срок (он, да, вдумчивый парень).
-
Консул, который решает конфликты.
В американской школе есть специальный человек, в чьи обязанности входит добиваться нормального поведения у учеников. У нас это весёлая пухленькая итальянка с рацией. В первые месяцы Дани в школе они много общались. Например, весь класс идёт гулять, а он не хочет. Учитель вызывает консула, чтобы не сбивать расписание и не тратить нервы.
Однажды эта итальянка провела со мной два часа в своём кабинете, чтобы выучить русские фразы и расположить к себе Даню. У неё получилось подружиться с моим бунтарём!
-
Многонациональность.
Когда Даня хочет поиздеваться над родителями, то учит нас правильно произносить имена его одноклассников.
— Нет, ты говоришь просто «По», а там одновременно и «о», и «а».
— Нет, ты говоришь «Поа», а надо не последовательно, а вместе.
Оказалось, что пишется имя нового друга Дани «Paul».
— Он француз? — спрашиваю я.
— Нет, из Кореи, — отвечает Даня.
В школе висит большая карта, и, кажется, нет такой точки мира, откуда бы не занесла судьба детей в нашу американскую деревню.
Обязательный праздник в течение года — культурная ярмарка. Родители устраивают национальные станции с угощениями и играми. Дети делают плакаты про свои страны, по которым школа придумывает квест в формате Scavenger Hunt.
Мы с Марком угощали детей и взрослых сушками. К середине вечера поняли, как объяснить их суть иностранцам: «маленький бейгель со вкусом печенья». Индусы влюбились в игру «ручеёк», и через пять минут развлекались без нас, объясняя правила на хинди.
А вот Марк учит американских детей русским-народным танцам:
Еда
Мне сложно на эту тему рассуждать, потому что я точно знаю, что сейчас не смогу сама готовить ланчи для сына. Поэтому стараюсь соблюдать балланс между зоной влияния и беспокойства. Прилагаю фотографию меню. Вроде бы, разнообразно. Но я так и не поняла, как именно в столовой ребёнок выбирает блюдо. Даня в основном ест пиццу, такос или хлопья с йогуртом. Не жалуется. Стараюсь овощи дать на завтрак и ужин, чтобы уравновесить. Меня радует хотя бы возможность для ребёнка выбирать веганские блюда. Например, если в средней или старшей школе он решит соблюдать пост.
Однажды Даня сказал, что я его меньше люблю, чем других детей.
— Почему? — спросила я.
— Потому что другим детям родители дают чипсов на снэк (перекус), а ты мне банановые маффины с какао на кокосовой муке.
Но потом сам понял, как глупо это прозвучало)) Да, я увлекаюсь интересной выпечкой. И да, многим детям родители кидают в рюкзак пакеты чипсов.
Из негатива — рассказал, что зимой они почему-то обедают в зимних комбинезонах, а потом сразу идут на прогулку. Бррр…
Самое интересное — вызовы в школу
Вызов первый. Грустно-смешной.
Звонок из школы. Голос в телефоне начинает рассказывать историю про одного мальчика, который делал пирамиды: отрывал полоски туалетной бумаги и кидал в унитаз. Видимо, скрывался в уборной от нелюбимых английских чтений, где он ни слова не понимал, и пытался чем-то себя занять. И долго не могли этого мальчика вычислить. И тут однажды Даня не пришёл в школу. И в тот день как раз не оказалось в туалете пирамид из туалетной бумаги. А потом пришёл Даня — и, вот это да! Пирамиды снова выросли.
Я похвалила их дедуктивные способности (месяц, Карл, их водил за нос семилетний ребёнок!). Мне предложили прийти с сыном в школу (как раз закончился учебный день), чтобы Даня понёс заслуженное наказание.
Честно, боялась очень. И стыдно было за юного Мориарти. И страшно — чужая страна всё-таки. Вдруг за это как-то серьёзно наказывают? Это потом история стала смешной. Когда мой друг весь вечер смеялся и повторял «Это ж надо! Месяц! Ну, красавчик!» Но я запретила ему делиться своим мнением с Даней. А тогда, когда предстоял разговор с директором о юном сорванце, я паниковала. Даня тоже. Но меньше. Наверное, в нём уже сидела эта воспитанная американской же школой уверенность, что никто не имеет права тебя оскорбить.
Директор нас встретила с фирменной улыбкой и словами «О! У нас есть для Дани работёнка!»
И отвела к консулу. Консул объяснила мне потрясающую штуку про наказания: они непременно должны быть связаны с проступком.
Так вот, Дане выдали фартук, перчатки до локтей и ведро. И попросили почистить за собой. Всё. Заняло 5 минут. Я спросила совета у консула, нужно ли ещё какое-то наказание от нас. Она сказала — нет. Только попытаться выяснить, что его беспокоит.
Даня рассказал про скуку на занятиях, а также про то, что однажды его сбил старшеклассник и не извинился. Обсудили с консулом, придумали план действий в сложных ситуациях.
Вызов второй. Исключительно грустный.
Тут я вынуждена говорить без конкретики.
У Дани сформировались странные отношения с одноклассницей. Вроде бы они дружили (оба русские), а вроде бы часто ссорились.
И Даня в пылу ссоры кинул в неё карандашом.
На самом деле, нас даже не вызывали в школу. Мы узнали о случившемся и сами пришли.
Консул нам сказала, что вот такие конфликты они считают нужным решать без родителей. Типа, все дети ссорятся и им надо научиться переживать трудные ситуации и решать проблемы самостоятельно.
Мне было важно понять, что произошло. Ведь ни до, ни после, Даня никогда не позволял себе агрессию по отношению к девушкам. Напротив, у него много подруг, потому что он любит читать и играть в ролевые игры, что больше находит отклик в девичьих сердцах. А тут такое.
В итоге, всё-таки запретили детям общаться по просьбе мамы девочки.
Вызов третий — смешной.
Нас попросили не давать Дане в школу книги. Потому что он их читает за ланчем.
А за ланчем дети должны общаться.
— Мама, когда жуешь, вообще-то, не очень удобно разговаривать! — сказал мне Даня.
Я тоже попыталась привести аргументы за то, что каждый имеет право выбирать занятие за ланчем.
Они надавили на то, что, отгораживаясь книгой, Даня сообщает миру «я не хочу иметь друзей».
Моего английского не хватило на вежливый ответ.
Даня всё равно берёт в школу книжки. Говорит, читает в автобусе и когда чего-то ждёт. И даже если немного обманывает, то мне нечего ему сказать. Я сама вечно прятала книгу под парту во время уроков.
И в связи с третьим вызовом в школу я задумалась вот над какой штукой.
Даня по типу личности явный бунтарь. Любое правило он воспринимает сначала в штыки. Потом ему обязаны объяснить смысл ограничения. Потом он подумает, взвесит все «за» и «против», проверит на прочность все оговорки. И решит, следовать ли правилу.
Оказалось, что главное правило супер-позитивной американской школы, это «follow rules». И, что важнее всего — не думая над смыслом.
Да, мы много гуляем, играем, валяемся на ковре и дурачимся.
НО!
В строго отведённое для конкретной активности время.
И если ты не слушаешься, то тебе никто слова поперёк не скажет.
Отведут к консулу. Она будет долго с тобой говорить. Возможно, вызовут родителей.
Но ничего из правил не поменяют.
Как я ни просила разрешить Дане во время чтения хотя бы рисовать. Или, быть может, они вышлют мне тексты книг, а я сделаю ему словарик. Он будет пытаться услышать конкретные слова и обводить.
Нет, потому что так мы не работаем.
Я к тому, что русская школа не скрывает то, что в её основе лежит строгая система. Не всегда приятная, часто скучная.
Зато в ней ты понимаешь, что вот система, вот ты, вот ты бунтуешь.
А в Америке тебя мягко обволакивают в позитив. И вроде бы внутри всё клокочет, а объяснить почему — толком не можешь. Все же улыбаются. Всё можно, но в своё время. А «нельзя» будет с таким градом улыбчивых извинений, что поспешишь скорее укрыться дома от этого.
Выше были абсолютно ненаучные размышления. Быть может, я додумываю и извращаю. Могу и практикую. Просто мне интересно с вами обсудить эту тему.
Ведь я рассчитываю на продолжение общения — в комментариях под постом, facebook, instagram или, мой самый любимый вариант — в письмах!
В них я откровенно обсуждаю с близкими по духу людьми важные для меня вещи, о которых не хочу рассказывать в соцсетях.
А теперь расскажите, пожалуйста, что вас больше всего удивило в моих рассказах? Что бы вы хотели, чтобы было в вашей школе или в школе вашего ребёнка? Что, наоборот, круче у вас? И о чём я таком забыла рассказать, а вам интересно?
Если вы впервые в моём блоге, то буду рада познакомиться поближе — статья обо мне и моём блоге. Здесь вы найдёте очень много идей для вечеринок. Также я сочиняю яркие праздники для детей в любой точке земного шара.