Как я играла в “Путешествие героини”

Представляете, играя, можно не только развлекаться, но и лучше узнавать себя. И даже меняться. И даже менять мир вокруг. Такие игры называются психологическими трансформационными. Я бы назвала чуть проще: игры, от которых  глубже дышится и легче улыбается.

Фото: Сергей Чугунов

А ещё есть люди, мимо которых я не прохожу мимо.
Это люди, которые так горят своим делом, что пар из ушей.
Поэтому я мечтала пока буду в России, попасть на игру Антона Нефёдова «Путешествие героя».
А ещё потому что тема пути героя по Кэмпбеллу мне очень близка.
Если вкратце: Кэмпбелл изучил мифы разных народов и пришёл к выводу, что большинство сказаний имеют общую сюжетную структуру путешествия архетипического героя, которую исследователь назвал мономифом.

Он утверждает, что только тогда нам интересна история, когда в ней герой проходит определённые стадии: обыденный мир, зов к странствиям, отказ от зова, точка невозврата, наставник, встреча с тенью и возвращение с даром.
С ним согласны крутейшие мира сего. Например, Джордж Лукас утверждает, что написал «Звёздные войны» благодаря исследованиям Кэмпбелла.  Уже давно издана методичка для сценаристов, где указано чуть ли не на каких страницах сценария должны сменяться фазы мономифа. И даже у Смешариков есть серия про путь героя — “Героический кубик”.
Так что мне вдвойне интересно было попробовать эту игру: как человеку из игровой сферы и как писателю, выпускнику сценарных курсов Калифорнийского университета.
Но жизнь распорядилась по-другому. Говорят, просто так ничего не бывает, и есть смысл в том, что мне удалось попасть НЕ на игру «Путешествие Героя», а на новую игру этого лета — «Путешествие героини».
Эта игра по книге Морин Мёрдок, которая адаптирует стадии Кэмпбелла к потребностям современных героинь – женщин, которым пришлось столкнуться с проблемами независимости, равенства, самоопределения.

Фото: Сергей Чугунов

Игра «Путешествие героини» вдохновляет исследовать себя и свой род. Это не про женщин и мужчин, а про начала, которые пытаются балансировать внутри нас.
Достаточно теории. Вперед, к конкретике.
В начале игры мы придумываем героиню, про которую будем писать сказку.
Это остранение от своей личности мне ужасно понравилось. Ещё и потому что можно конкретно схитрить. Я выбрала героиней свою Эл из книги «Дом под снос», которую сейчас пишу. И в процессе игры нашла много мощных решений для сюжета или предыстории.
Без подсказок мы должны определить имя и эпоху. А дальше нам предложили выбрать карточки из разных наборов: про внешность, про секреты, про иллюзии, про мечты.
Там смешные и мудрые сказочные истории, атмосферные картинки, наполненные метафорами, как карточки Dixit или Imaginarium. На их основе ты создаешь предысторию своей героини и  путь игры проходишь от её лица.

Ключевой механизм этой игры — фразы и ситуации, которые проговариваешь и проживаешь, глядя в глаза другому игроку, представляя, что это персонаж истории. В этом для меня был огромный дискомфорт — как-то странно смотреть в глаза и открываться людям при первом знакомстве. Но, с другой стороны, и мощный эффект, потому что я вышла из зоны комфорта.

Путь героини, это: 

  1. Благодарность маме,
  2. Дар от наставника (папы),
  3. Освобождение от дракона (зависимости),
  4. Уход от тирана (критика, часто внутреннего),
  5. Признание рыцаря и равенства с ним,
  6. Расставание с иллюзиями,
  7. Расстановка границ — умение говорить нет,
  8. Разговор с богиней,
  9. Урок от рода,
  10. Принятие баланса.

Внутренний мир игры целиком раскрывать не буду, но хочу поделиться моими возмущениями и восторгами.

Сначала расскажу о тех моментах игры, которые мне мешали: 
• Когда на любое событие мастера говорили, что «это что-то значит». Официант подошёл — неспроста. Не в ту колоду замешалась карта — это великий знак! Бетономешалка мимо проехала – подумай, о чём тебе говорит Вселенная. Подозреваю, это это именно мой критичный, ироничный и стебущий всё подряд мозг протестовал. Собственно, игра во многом про то, что мозг часто мешает счастью.
• Есть запредельные для моего понимания вещи. Например, карточку твоей тени (гадкая черта характера) открывает другой игрок. И не говорит тебе ни при каких условиях. Даже если я потом найду этого человека и буду молить на коленях. И вот этой неведомой тени надо сказать в глаза «тебя можно любить». Конечно, я представила “любимую” из своих теней и сказала ей.
Часто в процессе игры мы забывали, что речь идёт не о нас, а о придуманных нами героинях. И терялась целостность восприятия. То я думала за себя, то за героиню. Хотелось даже вести две разные линии. От этого мозг спотыкался и не знал, какие шнурки-извилины завязывать.

Фото: Сергей Чугунов

А теперь о том, что вштырило:
• В игре есть вариант, когда не ты проходишь этап, а тебя через него двигают. Так, пока я разминала шею, рыцарь проскакал мимо. А у меня как раз не было настроения с ним встречаться. И это, я считаю, очень мощный посыл: делай свои 50% работы, остальное делегируй Богу.
• Ужасно понравились слова от наставника. Или папы. Заметила, что повторяю теперь их себе  как фоновую музыку «Девочка моя, ты всё сделала правильно».

  • Мне два раза доставалась роль дракона (зависимости). Меня держали за руки и постепенно отпускали. В перерывах я пила любимый огненный кофе. Особенно хорошо быть драконом по имени «финансовая свобода». Хотелось навсегда им остаться, не смотря на то, что это иллюзия. Марк, кстати, очень долго понимал, почему “финансовоя свобода” попала в категорию миражей. Или вы тоже считаете, что когда-то можно достигнуть финансовой свободы, а потом позволить себе счастье?
    Когда человек говорит тебе какую-то фразу, а тебе по роли надо его немного помучить, не сразу кивать, то начинаешь придумывать разные условия. Где-то мне важно было, чтобы лоб не морщили, где-то чтобы улыбнулись. Новый опыт власти, так сказать. Что-то в этом есть, скажу я вам.

  • Уже говорила и повторюсь. В процессе игры, если всё-таки сосредоточиться именно на пути придуманной героини, то возникает столько дверей для развития сюжета, а за ними — анфилады, гуляй, не хочу.
  • И финальным пунктом хочу выделить главную мысль, за которую я благодарна лично автору игры, Антону Нефёдову. Всем, кто считает себя обязанным каждый день брать новые высоты, раз в месяц сворачивать горы, а раз в год спасать мир, посвящается:

А теперь вы расскажите, играли в такие игры? Можете мне что-нибудь посоветовать?
Если вы впервые узнали о психологических играх из моего поста, то напишите, хотели бы вы попробовать? Какие есть сомнения? Что показалось странным, а что — мудрым?

Если вам тоже нравится пробовать новое, особенно игривое и со смыслом, то давайте дружить. Пока хотя бы в Facebook или Instagram. У меня уже много классных встреч случились после виртуальных отношений))

И, конечно же, давайте писать друг другу! Считаю письма отдельным жанром, поэтому в них всегда будет что-то уникальное и личное с настроем на продолжение общения.

Давайте дружить!

O idkexpxaq

Буду делиться историями, идеями и вдохновением.

Обещаю не спамить. Powered by ConvertKit
Поделиться